Таинство Соборования в Доме-интернате для престарелых и инвалидов
25 марта, в доме-интернате № 2 для престарелых и инвалидов по ул. Больничной было совершено Таинство Соборования (Елеосвящения), к которому приступили около 70 человек- жильцов дома-интерната. Священнослужители прихода Николая Угодника, настоятель храма протоиерей Павел Алексеев, протоиерей Максим Лобановский и иерей Евгений Щенников совершили Таинство для всех желающих в просторном вестибюле, а для немощных и лежачих больных отделения «Милосердие», - в их комнатах. "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение.
В Русской Православной Церкви установился обычай совершать во время Великого Поста это Таинство и над всеми желающими в храме, а не только болящими, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и грехов совершенных по неведению. Никто не может считать себя по-настоящему здоровым; т.е. не только страждущие телесно, но и душевно — имеющие скорбь, уныние и т.п.
Елеосвящение прежде всего Таинство духовного, душевного и телесного исцеления больных вне зависимости от тяжести их недуга и участие Церкви в сострадательной любви к страждущему члену.
По чину елеосвящения батюшки прочитали молитвы, приняли общую покаянную исповедь, затем крестообразно помазали елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон всех, кто пришел собороваться. В завершении, каждому жителю дома-интерната, пришедшему получить таинство, священники полагали на голову раскрытое Святое Евангелие, и прочитали разрешительную молитву. 26 марта в 7 часов утра священники храма Николая Угодника вновь посетили дом-интернат, чтобы совершить Таинство Причастия всем, кто исповедовался и соборовался накануне. Волонтерам СРБО «Милосердие», «Тепло души» и прихожанам православной церкви выпала честь помочь батюшкам в совершении этих таинств. Накануне были сделаны поименные списки всех проживающих дома-интерната, кто будет причащаться с указанием номеров комнат. Помощники заранее предупредили о дне и часе Таинства, привезли колясочников в холл, пели во время совершения Таинства Соборования.
Волонтеры в день причастия пришли чуть раньше батюшек, чтобы разбудить тех, кто соборовался, подготовить больных к самому главному таинству – Причастию. После молитв ко причастию, часть волонтеров разошлась вместе со священниками по комната, другая часть осталась в холле, где собралось много проживающих дома-интерната. Волонтеры во время причастия держали плат, подавали запивку и просфору, отмечали тех, кто уже принял таинство, чтобы никого из больных не пропустить. Все участники действовали слаженно и быстро. После завершения таинства причастия, волонтеры почувствовали удовлетворение и душевную радость. Еще одно доброе дело сделано для нуждающихся и одиноких. Слава Богу за все!
Справка о Таинстве Соборования
Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Марк. 6,13). Таинство Елеосвящения (Молитво-маслия) еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи. Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать страдания телесные и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное. Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны. Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются: грехи тайные, т.е. происшедшие в нем в следствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности (грехи неведения); те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами; такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность если бы вспомнил (грехи забвения); такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий по своим тяжким немощам, не мог раскрыть священнику, или не может загладить добрыми делами, постом милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирения и т.п.; грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах и тяготят душу; наконец, и исповеданные грехи, особенно тяжкие, беспокоящие совесть, колеблющие веру в их отпущении, ослабляющие надежду на милосердие Божие, приводящие в уныние. Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего, благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами и он получает окончательное отпущение грехов. Таким образом Соборование может быть названо Таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего Таинства Покаяния. Восполнение не по недостаточности самой исповеди для разрешения всех грехов, а по немощи человека воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности. И хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося. Чин елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве "Отче святый...”, которую каждый раз произносит священник, когда крестообразно помазует елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон болящего. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву. Веществом Таинства служит освященное масло растительного происхождения, к которому из подражания милосердному Самарянину подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Перед совершением Соборования очищают свою душу исповедью, а затем приобщаются Св.Таин.
Людмила Девятова
25 марта 2018 г.