Праздник Богоявления в Никольском храме

Ежегодно 19 января Церковь празднует Богоявление — один из важнейших христианских праздников. Полное его название: «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча.
Настоятель Никольского храма протоиерей Павел Алексеев служил Божественную литургию в сослужении с протоиереем Максимом Лобановским и совершал Великое освящение воды в канун Богоявления 18 января (сочельник) и непосредственно в праздник – воскресенье 19 января, в День Крещения Господня.
Освящение воды в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ни в чём не отличается.
Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. В Книге бытия говорится, что мир был создан из воды. Погружаясь в воды Иордана, Господь освящает и очищает её собой. Как говорят святые отцы, в праздник Крещения обновляется всё творение. Благодаря этому на земле продолжается жизнь.
Вся сотворенная жизнь, окружающая нас, устроена так, чтобы привести нас к познанию Бога. Куда бы человек пристально ни взглянул, он изумится простоте и глубине окружающего мира. А изумление — начало философии, как говорили древние.Отсюда начинается духовное искание, тот путь, который необходимо пройти, чтобы обрести истину. Обретая истину, мы обретаем Бога.
Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14).
«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа, по благоволению Отца.
Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца, с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее» – святитель Феофан Затворник.
Храм был наполнен верующими до отказа, прихожане сообща молились и причащались Святых Христовых Тайн.
Отец Павел завершил службу напутственным словом и поздравлением всех присутствующих с великим праздником.
После праздничной службы прихожане набирали крещенскую воду для того, чтобы унести домой и освятить ею свои жилища, пить с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу, при болезнях и в здравии – как сказал святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Пейте святую воду как можно чаще».
С Крещением Господним!
26 января 2025 г.