Продолжение цикла "Рождественские встречи 2024"
По благословению настоятеля храма святителя Николая Чудотворца, протоиерея Павла Алексеева, в приходской Воскресной школе состоялась вторая встреча из цикла мероприятий «Рождественские встречи 2024».
С докладом на тему «Пост: что важно понимать православному верующему» выступил прихожанин храма Петр Цыганов, бакалавр, недавно получивший образование в Хабаровской духовной семинарии по направлению: подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания.Пост в качестве аскетической практике встречается в большинстве религий мира: в исламе, буддизме, индуизме, иудаизме, мандеизме, даосизме, йоге, в религиях американских аборигенов. В большинстве религий это практически всегда действие, нацеленное на дух человека, и совмещено с другими духовными практиками. Потому часто «постом» называется не просто ограничение пищи, а в целом некий комплекс духовных упражнений.
В докладе автор подробно рассмотрел упоминание темы поста в Ветхом и Новом Завете Священного Писания. Обращаясь к святоотеческому преданию, докладчик отметил, что многие угодники Божии говорили о том, что только в совокупности телесного и духовного поста — залог подлинно христианского преображения и спасения человеческой души, а пост телесный несамодостаточен.Преподобный Ефрем Сирин, один из Учителей Церкви IV века, отмечал: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
Одним из важных качеств православного человека святые отцы считали умеренность. В частности, святитель Иоанн Златоуст, один из трех вселенских святителей IV века (свтт. Василий Великий и Григорий Богослов) писал: «Всегдашний напряженный труд производит изнурение и изнеможение, а постоянное послабление ведет к беспечности. Это бывает... и с душою, и с телом. Поэтому мера во всем – прекрасное дело».Святитель Тихон Задонский, живший в XVIII веке, говорил в проповеди: «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто».Важность телесного воздержания признавалась всеми святыми, от древних подвижников до старцев ХХ века. При этом ограничение в пище никогда не было самоцелью — это лишь средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и на пути к Богообщению.
Древний Авва Серапион говорил: «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями». И в этом смысле человек постом входит в такую науку, как аскетика — науку духовной брани. А поскольку это наука, то там есть свои законы, правила и ограничения, и пост является лишь одним из элементов этой науки.Актуальная тема, связанная с Рождественским постом, вызвала активное обсуждение участников мероприятия. Обмен собственным опытом, сомнения в правильности практики поста и духовные открытия на ниве приходской жизни – все эти важные аспекты позволили наметить еще ряд тем для дальнейшего обсуждения.«Рождественские встречи» на приходе храма святителя Николая Чудотворца открыты для всех желающих и состоятся 15, 22 и 29 декабря.
Во славу Божию!
10 декабря 2024 г.