В воскресенье 14 января Церковь отмечает праздник, который называется по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его прославленной в святых матери Емилии совершается в этот день. 14 января мы молимся мученику Василию Анкирскому и святителю Афанасию Полтавскому. Также 14 января Церковь почитает преподобномученика Иеремию (Леонова), священномучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 14 января.


Воскресенье, 14 января 2023 года, по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

На 14 января в 2024 году приходятся сразу четыре знаменательных события: праздник Обрезания, память Василия Великого, воскресный день и старый Новый год.

Святитель Василий Великий является одним из трех вселенских великих учителей и святителей. Он был архиепископом в городе Кесарии Каппадокийской. Святитель Василий создал чинопоследование литургии, которую служат всего 10 раз в году. Подробнее о святителе Василии и его трудах читайте в нашем материале.


Особенности православного богослужения

В воскресенье 14 января совершается литургия Василия Великого. День памяти святителя — один из 10 дней в году, когда служат его литургию. Ее особенность в большей продолжительности, чем литургия Иоанна Златоуста, из-за молитв, которые священник возносит в алтаре. Вместе молитвы Божьей Матери «Достойно есть...» исполняется «О Тебе радуется...» Дважды за богослужением звучит имя святителя Василия Великого.

Тропарь Обрезания Господня, глас 1

На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снисхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава Промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезания Господня, глас 3

Всех Господь обрезание терпúт/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ даéт спасение днесь мúру./ Радуется же в Вышних и Создáтелев иерарх,// и светоносный, Божественный таúнник Христов Василий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Тропарь святителя Василия Великого, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсúл еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твое: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителя Василия Великого, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господство человеком,// запечатлея твоими веленьми, небоявлéнне Василие преподобне.

Перевод: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.

Молитва святителю Василию Великому

О, великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем всякий дар, коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 1–8

Читать отрывок

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 20–21, 40–52

Читать отрывок

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23

Читать отрывок

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Второе Послание апостола Павла к Тимофею, глава 4, стихи 5–8

Читать отрывок

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 2, стихи 8–12

Читать отрывок

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Послание апостола Павла к Евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Читать отрывок

Комментирует епископ Феоктист Игумнов


День памяти святых

Святая Емилия, матерь святителя Василия Великого (IV)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Краткие рассказ о святой Емилии, матери нескольких святых, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский (1869–1919), и с ним священномученики Михаил Блейве и Николай Бежаницкий

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Епископа города Таллина священномученика Платона арестовали прямо в алтаре.

Рассказ о священномученике читайте в нашем материале.

Священномученик Михаил Блейве (29 октября 1873 — 14 января 1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Он был настоятелем кафедрального Успенского собора Юрьева с 1918 года, когда храм стал центром русской духовной жизни города в период оккупации немцами. В июле 1918 года отец Михаил писал одному из своих ближайших помощников: «Жизнь наша течет своим обычным порядком, при тех же стеснениях... Положение наше печально, но не безнадежно. Верим, что все изменится, и этой верою живем».

Читать житие

Священномученик Николай Бежаницкий (14 декабря 1859 — 14 января 1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Во время революционных беспорядков 1905 года, когда по стране прокатилась волна террора, многие из вдохновителей и участников беспорядков были арестованы, а некоторые приговорены к расстрелу. Отец Николай стал добиваться изменения их участи, и для четырех приговоренных к расстрелу смертная казнь была отменена. Относительно облегчения участи других арестованных отец Николай обратился за помощью к епископу Рижскому и Митавскому Агафангелу (Преображенскому), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие.

Читать житие

Преподобномученик Иеремия (Леонов), монах (1 января 1876 — 14 января 1918)

В Валаамском монастыре он нес послушание в слесарной мастерской. Слушайте краткое житие преподобномученика Иеремии на радио «Вера».

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (1862–1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Архиепископ Александр пытался убедить революционную власть прекратить кощунство и не вскрывать мощи преподобного Феодосия Тотемского: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия “земля еси, и в землю отъидеши”, должны подвергаться и подвергаются тлению... Но есть “люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела”. Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела. Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых “мощами”. По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово “мощи” главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское “моща” в единственном числе значит остаток, множественное “мощи” — остатки...»

Читайте житие священномученика Александра в нашем материале.

Вместе с архиепископом Александром пострадали за веру несколько священников Самарской епархии.

Читать жития пострадавших

Праздники, которые вспоминает Церковь 14 января, дополняют друг друга.

Праздник Обрезания говорит нам о любви Спасителя к нам, которая выражается в умалении Божества: Предвечный Бог становится Младенцем и подвергается болезненному обряду, который совершался над всеми мальчиками, рождаемыми в избранном народе. Память Василия Великого говорит о величии человеческой природы, о том, к чему мы все призваны. Святитель Василий сумел отстоять правду, когда Церковь была раздираема ересями. В отсутствие устроенной церковной жизни он стал настоящим архиереем: ввел благочестивые обычаи и заботился о нуждающихся. Написал замечательные труды, в которых изъяснил, как Бог сотворил мир. Он не боялся ни царей, ни гонителей и умер достаточно рано, потому что жизнь его была подорвана постом, бдениями, непрестанными трудами по созиданию святой Церкви.

Вспоминая Обрезание Господне и молясь Василию Великому 14 января, мы переходим в новый год по старому гражданскому стилю.

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!