Храм Святителя Николая Чудотворца

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Внимание!

Внимание!

Никола Зимний - 19 декабря

Календарь

Светлана Суслова: «Праздничная православная культура передает нравственный идеал, к которому и надо стремиться в воспитательной работе»  

Весной 2023 года во Владивостоке вышло в свет методическое пособие «Православные праздники как средство формирования национальной идентичности». Издание было подготовлено Светланой Владимировной Сусловой,  Светланой Александровной Любицкой и ныне почившим Георгием Михайловичем Реутовым. В православной педагогической среде данное пособие вызвало большой интерес и было представлено на мероприятии во Владивостокской епархии Русской Православной Церкви.

Материалы пособия адресованы педагогам общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе и всем интересующимся народной культурой.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи всегда актуально, его трудно переоценить.

Об идее создания учебного пособия, его концепции,  проповедуемых в нем ценностях, его востребованности в современном обществе читайте в интервью, которое было дано пресс-центру храма Святителя Николая Чудотворца (Южно-Сахалинск) одним из авторов пособия старшим преподавателем кафедры теологии Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного Федерального университета Светланой Владимировной Сусловой.

 Светлана Суслова выступает с презентацией учебного пособия

Светлана Владимировна, как возникла идея издания этого методического пособия? 

    История этой книги начинается с того момента, как моя однокурсница Юлия Реутова, узнав, что я, биолог, занялась православной культурой, передала мне рукопись своего деда, доставшуюся ей вместе с фамильной иконой святителя Николая Чудотворца, в надежде, что очерки дойдут до читателя.  Изначально рукопись была напечатана самиздатом в больничном храме Москвы в 1991 г. и за многие годы поистерлась, поистрепалась. Части текста во многих местах были утрачены, поэтому  потребовались титанические усилия специалистов по его восстановлению. Издательский совет Института развития образования Приморского края, признавая ценность материала, предложил мне создать методическое пособие по православным праздникам, добавив в него главы, затрагивающие теорию и историю вопроса, а очерки включить в него в виде хрестоматии.

Какая концепция заложена в основу этого издания?

В основу издания заложена теологическая концепция праздника. Праздник можно рассматривать как явление духовной жизни, способствующее социальной интеграции личности, передающее из поколения в поколение национально-культурные традиции. Авторские теории определяют функции праздника как отражение народного идеала жизни, мировоззрения.

Теологическая концепция трактует понятие праздника, основываясь на Священном Писании. Праздники установлены Богом  с целью выделения особого времени общения человека с Творцом, благодарения Его за жизнь, для радости и отдыха. Четвертая заповедь отводит для отдыха седьмой день. Главная задача седьмого дня – восстановление связи с Богом, перенос в сакральное время (вне времени), обращение к сверхценностям, к миру высших целей. В законоположительных книгах Библии находим обоснование праздника:  «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3). В этом стихе показано отделение времени профанного, будничного от сакрального, праздничного, которое должно оставаться свободным от дел, т.к. оно освящено Богом и посвящается Ему.

В большинстве славянских языков, как и в древнерусском когда-то, воскресенье  называется «неделя»  – день,  когда «не делают», т.е. этот день предназначен не для работы, а для  отдыха и молитв Богу. Пренебрежение праздником считалось грехом, нарушением этических норм и Божиих установлений. Ответственное, серьезное отношение к празднику русских людей закрепилось в пословицах: «Праздник – есть наш долг Богу», «День свят – все дела спят», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба», «Мы целый год трудимся для праздника», т.е. праздник воспринимался как святое дело, угодное Богу.

Уважительное отношение к празднику выражалось в приведении в порядок деревни и собственного дома, в праздничной одежде, приветливом отношении друг к другу, гостеприимстве, заботе о нищих, странниках. Праздники объединяли людей, живущих вместе, воспитывали чувство коллективизма, выполняли социальную функцию, а также позволяли проявить творческие способности, утвердить свой статус в обществе, передать свое умение молодым. Праздники помогали и помогают человеку в исполнении божественного замысла о мире, поддерживают связь со сферой сакрального. Такое понимание праздника поможет педагогу подойти к составлению праздничного сценария на основе осмысления мировоззренческих и ценностных установок.

Праздничная культура несет в себе  нравственный идеал Православия, являющегося на протяжении тысячелетия национальной религией русского народа,  – тот идеал, к которому и надо стремиться в воспитательной работе и который формируется на базе национальной идентичности. В ее основе –  традиционные национальные ценности и общая историческая судьба народа.  Поэтому особенно  важно в воспитательной работе опираться на историческую почву народной культуры, в основе которой лежит система ценностей, сформированная национальной религией.

Отметим, что идеи сакрального и исторического понимания окружающего мира  заложены и в оформлении данного издания. Основные смыслы книги переданы через символы Троицы.

На изготовление макета издания ушло 8 месяцев. Благодаря деятельному участию и консультациям протоиерея Сергия (Бирюка) –  настоятеля храма Покрова Божией Матери, по специальности художника,  –  стало возможным художественное оформление пособия в стиле древнерусской летописи. Заголовки выполнены красным цветом (киноварью), основной текст – черным; шрифт стилизован под церковно-славянский; в начале глав используются буквицы – увеличенные в размере и декоративно оформленные начальные буквы текста.  Первоначально предполагалось использование миниатюр – рисунков по главам подобно тому, как в старину  иллюстрировали рукописные тексты и украшали издания, но от этого пришлось отказаться из-за сложности в исполнении.  Постраничные рамочки оформлены передающим Троицкие мотивы цветочным орнаментом, что подчеркивает связь с русской природой, вызывает чувство любви к Родине. Основной цвет пособия зеленый. Это отсылка к Троице и к памяти преподобных Сергия Радонежского, покровителя учителей и учеников, и иконописца Андрея Рублева.  Для иллюстраций праздников были выбраны работы Московской древнерусской иконописной школы и ее эталон – икона «Троица» прп. Андрея Рублева, которая размещена на форзаце книги.

Получение разрешения на использование иконописных изображений заняло несколько месяцев. Большую помощь в подборе нужных икон оказали специалисты музеев Московского Кремля, также часть изображений была получена в Третьяковской галерее. Для размещения на обложке была выбрана соединяющая религиозный сюжет и русский пейзаж картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», идея которой – поиск нравственного идеала в одухотворенной гармонии древнерусской жизни, в единении природы и смиренной человеческой души.   

Особый интерес, как нам кажется, вызовут у читателей представленные в пособии праздничные дореволюционные открытки, которые нам подобрали в музее истории Дальнего Востока им. Арсеньева. Это реальные артефакты из жизни дореволюционного Владивостока: этими открытками горожане   поздравляли друг друга с праздниками. Украшением книги  стали также картины члена Союза художников России Татьяны Григорьевны Матюхиной,  которая в последние годы жизни была прихожанкой храма Покрова Божией Матери и эти картины передала в дар храму.

 

Готово ли современное общество правильно воспринять православные ценности?

Все будет зависеть от наших совместных усилий – информационных, воспитательных, деятельностных. Готово ли было наше общество 30 лет назад к принятию ценностей западного общества потребления и идеологии постмодернизма с его размытыми понятиями о добре и зле? Никто не спрашивал, но лавиной обрушили на нас агрессивное деструктивное информационное воздействие! И посмотрите,  каких достигли «успехов»! Но изменить  архетип народа не так просто, а может быть, и невозможно! Вот к этой глубинной исторической памяти и надо обращаться.

На какую аудиторию рассчитано это издание?

Это в первую очередь методическое пособие, основное  содержание которого составляет художественный текст – очерки о летних праздниках. Это прекрасное семейное чтение.

Учителя же, обратившись к пособию, смогут приобрести или восполнить знания о православных праздниках, использовать его материалы для разработки конкретных уроков по основам религиозной культуры и светской этики, основам духовно-нравственной культуры народов России, русскому языку и литературе, истории, мировой художественной культуре. Для организации воспитательных мероприятий классным руководителям и учителям начальных классов в пособии предлагаются следующие сценарии: «Рождество Христово», урок «Преображение Господне. Освящение первого урожая», образовательный квест «Двунадесятые праздники».

В настоящее время это методическое пособие уже вышло в свет. Что Вас сегодня вдохновляет и что, возможно, вызывает у Вас опасения?

Вдохновляет заинтересованность учителей и воспитателей в освоении новой для них области православной культуры. Вызывает опасения растущий вал документации и формализации учебного процесса, отнимающий у учителя время, силы, лишающий его возможности видеть ученика и заниматься воспитательным процессом.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими творческими планами.

Готовится к изданию краеведческий сборник, посвященный истории первого Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского мужского монастыря. В его основе – результаты ученических исследований, которые были доложены  на  школьной конференции.  

Благодарим Вас за интервью. Ваши пожелания читателям книги?  

Благодарю вас за проявленный интерес к пособию. Возможно, оно также привлечет внимание и педагогической общественности Сахалина, поскольку предназначено для  учителей, воспитателей, методистов – всех тех, кто  трудится на ниве отечественной педагогики. Мне хотелось бы пожелать им успехов и подчеркнуть, что в наше непростое время очень важно обращаться к нравственным идеалам тысячелетней истории русского народа, которые бережно сохранялись Православной Церковью и передавались из поколения в поколение через духовные, архитектурные, иконописные и другие памятники культуры, формировавшие мировоззрение  россиян на основе традиционных ценностей.  При этом  для формирования у молодых людей  национальной идентичности  и устойчивого нравственного выбора большое значение в наши дни имеет личность учителя, его укоренённость в традиционной православной культурной традиции. Надеюсь, эта книга будет хорошим помощником в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а может быть, и ответит на какие-то актуальные для читателя личностные вопросы.

27 июня 2023 г.