Храм Святителя Николая Чудотворца

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Радоница - Родительский день

На 9 день после Пасхи, во вторник после Красной горки (Фомина воскресенья), Православная Церковь отмечает Радоницу – Родительский день, общецерковный день поминовения усопших. В этом году Радоница пришлась на 3 мая.Традиция поминовения усопших именно в этот день обусловлена тем, что, согласно Типикону, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим верным, прекращавшееся с Великого четверга.Утром 3 мая настоятель храма Святителя Николая Чудотворца протоиерей Павел Алексеев в сослужении протоиерея Максима Лобановского совершил Божественную литургию.

Верующие складывали на панихидный столик (канун) пожертвованные для поминальных трапез продукты, подавали записки с именами на молитвенное поминовение в алтаре во время Литургии, молились и причащались Святых Христовых Тайн. Отец Максим, как руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными структурами, организовал посещение Литургии военнослужащих войсковой части № 35390.

Солдаты, вчерашние мальчишки, вместе с остальными прихожанами молились за богослужением и подходили ко причастию, а после Литургии, когда священство служило Вселенскую панихиду, соборно поминали усопших, «всех от века скончавшихся».

Как рассказал отец Павел, на богослужении этого дня церковный устав не предполагает «ничего специально заупокойного», и даже священники не переоблачаются в белые одежды, как на других поминальных службах, служат в красном, так как продолжается праздник Великой Пасхи - Господь вывел всех праведников из ада, разрушил ад.

Сегодня мы помолимся, помянем наших ближних, а после этого можно поехать на кладбище, навестить родные могилки.  В Родительский день нет места скорби. Радоница от слова «радость», пасхальное поминовение усопших, когда верующие делятся с ушедшими близкими великой радостью Воскресения Христова и грядущего всеобщего воскрешения мёртвых, потому что Господь «не есть Бог мёртвых, но живых».После своей смерти человек уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения - он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену.Но что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших может меняться.Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.После панихиды верующие разъехались, кто на кладбище, кто готовить семье поминальный обед. Отец Максим пригласил военнослужащих в трапезную на чаепитие, прежде, чем они уедут к себе в часть. И, как водится, за чаем ребята беседовали с батюшкой о жизни, и о вере.Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны, смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни.Важно понимать, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Христос воскресе!

 

4 мая 2022 г.