15 февраля - Сретенье Господне
Сегодня, 15 февраля, в Русской Православной Церкви совершается великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Этот праздник относится к числу непереходящих. Праздник Сретения установлен в память о том, как Младенца Иисуса на 40-й день после рождения по иудейскому обычаю принесли в храм, и там святое семейство встретил благочестивый старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира.Накануне вечером, как и положено перед великими праздниками и воскресными днями, в Никольском храме протоиереем Павлом Алексеевым в сослужении протоиерея Максима Лобановского было проведено всенощное бдение (всенощная). Священнослужители были в белых облачениях, символизирующих Божественный свет.Во бдении клирос пел молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки. И приняв, соединил две эпохи и два Завета – Ветхий и Новый.После чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше», молящиеся подходили к священнику для елеопомазания. Те из них, кто желал причаститься, исповедывались. По окончании всенощной отец Павел кратко рассказал о смысле праздника.
Праведный Симеон был одним из тех переводчиков и толкователей, которым в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II поручил перевод Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. И когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то, прочитав слова "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14), решил, что это ошибка, и поспешил исправить слово "Дева" на "Жена". В этот момент появился Ангел Господень и, остановив руку переводчика, сказал, что тот не умрёт, пока не увидит Самого Иисуса Христа. С тех пор прошло более двух столетий, когда Дева Мария принесла в храм Богомладенца.
У иудеев того времени была традиция с первенцем мужского пола на сороковой день приходить в Храм — для исполнения обряда посвящения Богу. Это была не простая традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта, освобождения от четырехсотлетнего египетского рабства.
И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим и с сорокадневным Богомладенцем на руках вступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка.И в эту субботу Ангел Господень направил в Храм старца Симеона для исполнения пророчества. После окончания службы Дева Мария вышла из храма и встретила Симеона. Праведный старец взял на руки Богомладенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко». Пророчество исполнилось. Теперь трехсотлетний Симеон мог, наконец, спокойно умереть.
Эта встреча (сретенье) имеет особый смысл. В лице Симеона, одного из лучших людей уходящего времени, Ветхий Завет вышел поклониться Новому Завету, который и должен был воплотить в себе Иисус. С того дня Симеона, принявшего на руки Младенца Христа, стали называть Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.Ранним утром 15 февраля настоятель храма Святого Николая Чудотворца протоиерей Павел Алексеев в сослужении протоиерея Максима Лобановского провели праздничную Божественную Литургию.Этот великий праздник, день Сретенья, дает нам понимание, что самое главное в жизни человека, его бессмертной души – это встреча с Богом, его собственное Сретенье.Поэт Иосиф Бродский в стихотворении "Сретение", посвящённом Анне Ахматовой, невероятно точно передал чувства старца Симеона, освободившегося от тяготившей его на протяжении долгих столетий земной ноши:
...Он шёл умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шёл по пространству, лишённому тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту чёрную тьму,
в которой дотоле ещё никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Во время Литургии были освящены новые свечи Чином «благословения свещ на Сретение Господне». По одним сведениям, традиция освящения свечей на Сретение пришла в Православную Церковь из католической, по другим – из народных крестьянских привычек. Когда примерно к этому времени года все крестьянские работы уже были закончены, зимними вечерами катались из воска свечи. И на Сретенье все приготовленные свечи скопом приносились в храм на освящение.
После Литургии отец Павел сказал напутственное слово и благословил присутствующих на труды праведные.
Народные поговорки на Сретенье – «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».
Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.
После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, чинили сельскохозяйственный инвентарь, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.
Народные приметы:
оттепель – к дождливой весне и плохому урожаю;
крупные сосульки – к урожаю кукурузы;
капель означала, что сначала будут сеять пшеницу, а затем просо;
солнце – это весна победила и сильных морозов больше не будет; солнце также означает урожай льна;
облака или мороз означали, что зима победила и следует ждать похолодания;
ветреный день – к обилию плодов на фруктовых деревьях;
небольшой снежок с утра – к урожаю ранних хлебов;
вечерний снег – к неурожаю хлеба;
звездное небо – зима продолжит править, а весна будет поздней.
Во славу Божию!
15 февраля 2022 г.