Архивные документы о православии на Сахалине
Сборник архивных материалов по истории Русской Православной Церкви на острове Сахалин во второй половине XIX — начале ХХ века вышел в городе Санкт-Петербурге.
Составитель — насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников), аспирант кафедры общей церковной истории и канонического права ПСТГУ.Отец Филарет более 10 лет посвятил изучению деятельности православного духовенства на Сахалине. Автор десятков научных статей по теме. Уроженец Дальнего Востока (Хабаровский край, Ванинский район, п. Моногохто), около 20 лет он прослужил на острове, пройдя путь от послушника до руководителя отдела Южно-Сахалинской епархии по работе с коренными малочисленными народами Севера и мигрантами.
Представленный исторический период является уникальным временем, когда островная территория формировалась как часть России. Духовенство Православной Церкви активно участвовало в процессах становления в том числе гражданской и культурной жизни. Сахалинская действительность была такова, что в те годы всем руководило тюремное начальство. С 1869 года остров — место каторги, из-за чего церкви и причты именовались тюремными. Священнослужители Сахалина должны были окормлять не только ссыльнокаторжных, но и вольное население — переселенцев, а также коренных жителей острова.
Ряд включенных в сборник документов, среди которых материалы Канцелярии Святейшего Синода, духовных консисторий, публикуется впервые. Сборник, вышедший благодаря издательству «Бук» (г. Казань), вводит в научный оборот малоизвестные документы, которые будут полезны для всех интересующихся темой православной миссии на Дальнем Востоке.
Тираж книги — 150 экземпляров.
Презентацию книги на Сахалине предлагается провести в преддверии празднования 25-летия епархии 4 февраля 2018 года, сообщает сайт епархии.
Электронная версия книги moluch_80
Аннотация
Самый обширный фонд, в котором собраны документы о Сахалине, хранится в РГИА ДВ под названием «Канцелярия начальника острова Сахалин». Из всего массива архивных документов автор выделяет и описывает наиболее значимые, которые призваны осветить разные стороны жизни Сахалинского Православия.
Сложность исследований истории Русской Православной Церкви на Сахалине заключается в разобщенности имеющегося архивного материала. Документы, раскрывающие религиозную жизнь острова, расположены в разных архивах. В настоящее время в Государственном историческом архиве Сахалинской области в объединенный фонд церквей острова Сахалин входят метрические книги сахалинских храмов (фонд 23). Эти документы можно отнести к неопубликованным источникам. Записи в них относятся к периоду с 1868 года по 1917 год. Они помогают определить временные периоды служения духовенства, узнать подробности переписки по церковным вопросам между настоятелями и тюремным руководством. Здесь же содержится информация о результатах миссионерской деятельности среди населения: принятие крещения людьми, входившими в число каторжан, переселенцев и малочисленных народов Сахалина.
Следует отметить, что в годы русско-японской войны 1904–1905 годов, японской оккупации острова, гражданской войны и ликвидации в 1950 году лагерного строительства, значительное количество сахалинского архивного материала было бесследно утеряно. Некоторая часть документов попала в крупные архивы Приморского и Хабаровского краев.
В Государственном Историческом архиве Сахалинской области исследован фонд Канцелярии Военного Губернатора острова Сахалин (фонд 20). Здесь содержатся губернаторские отчеты о жизни острова, переписка об освоении Сахалина, быте и условиях жизни поселенцев и ссыльнокаторжных, всеподданнейшие записки.В фонде Благовещенской духовной консистории представлены документы, связанные с выдачей выписок и свидетельств, отчетов благочинных, а также внутренняя переписка Приамурской епархии. Существенным дополнением стали материалы на священника Иннокентия Москвитина, который проходил свое служение в При-Охотском миссионерском причте. В 1901 году проводилось расследование Благовещенской духовной консистории по поводу его «неблаговидных поступках». Мы находим свидетельства этого священника, отмечавшего о своих поездках на Северный Сахалин после территориального деления Камчатской епархии. Как зафиксировано в документе, он постоянно посещал остров для требоисполнения и совершения богослужений по станам инородческого населения. [8.c.1–4].
В связи с ограничением времени работы в архиве РГИА ДВ мы смогли привлечь к своим исследованиям всего несколько дел обширного фонда № 702 «Канцелярия Приморского генерал-губернатора». Они содержат переписку Преосвященнейшего Евсевия, епископа Владивостокского о границах епархии и об открытии дополнительных миссионерских станов для малочисленных народов Сахалина.
Следует выделить переписку по установлению празднования во имя Святого Евангелиста Марка по случаю вхождения Сахалина в состав Российской Империи 25 апреля 1875 года. Благочинный XII участка Камчатской Епархии протоиерей Виктор Тимошенко предлагает построить в посту Дуэ каменную часовню (среди прочего имеется проект однокупольной часовни, выполненный в цветном варианте) в честь святого апостола и учредить на острове праздник с молебным пением Господу Иисусу Христу о мире и здравии с присоединением крестных ходов и водосвятий [4.c.1–3].Следующий документ позволяет увидеть, как строились островные церкви. А это было не очень просто. В кратком отчете по Александровскому округу за 1893 год приводятся сведения о постройке православного храма во имя равноапостольного Владимира в селе Березняки. Прежде всего, требовалось заготовить лес. Затем чернорабочие принимались рыть каналы для фундамента под храм. Строительство нуждалось в пильщиках и плотниках в числе не менее 30 человек, а в идеале необходимо было нанять 60 строителей. В документе указано, что главная причина, заставившая избегать платного труда поселенцев при постройке церкви — это дороговизна рабочих рук. Автор отчета приводит свидетельство того, насколько трудно было найти желающих, поучаствовать в создании нового храма. Всего лишь 10 плотников согласилось за 15 рублей в месяц трудиться, причем, они требовали для себя казенного довольствия. Затруднения заключались в том, что на сооружение храмового здания выделили всего 500 рублей. Начальник Александровского округа в целях уменьшения сроков строительства и удешевления проекта принимает решение привлечь к работе каторжников. В документе мы четко прослеживаем мысль, насколько население безучастно относилось к строительству деревенской Церкви [3.c.118–120].Рассматривая вопрос о миссионерском служении духовенства среди малочисленных народов Северного Сахалина, стоит обратить внимание на следующее. Интересными, на наш взгляд, для дальнейшего исследования могут стать неопубликованные документы о создании и деятельности При-Охотского походно-миссионерского причта. В указанном архивном фонде РГИА ДВ содержится письмо епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского № 1390 от 15 апреля 1893 года начальнику острова Сахалин. В нем Преосвященнейший Владыка упоминает указ Святейшего Синода № 4445 от 3 ноября 1892 года об открытии При-Охотского походно-миссионерского причта, который должен был координировать миссионерскую работу на берегу Татарского пролива и на северной части острова Сахалин. На основании имеющихся сведений можно сделать вывод, что первым священнослужителем-миссионером стал Иннокентий Москвитин. Он при поддержке местных властей острова он совершал миссионерские поездки для утверждения среди инородцев православной веры [7.c.1].Именно иеромонах Иннокентий явился инициатором строительство в селе Вал церкви для эвенков: «Местность Вал находится от мыса Погиби на 30 верстах и в ней собираются инородцы тунгусы (эвенки), между которыми значительное число — православные» [9.c.75].
Оcобое внимание привлек документ — доклад начальника оспенной экспедиции на Сахалине, врача, коллежского советника Владимира Александровича Штейгмана. В нем он описывает результаты поездки по северу острова 1908 года. Его целью стали санитарные мероприятия среди инородцев и сбор статистически — экономического материала о них. Доклад раскрывает тему материального и культурного развития коренных народов Сахалина. В документе есть важные упоминания о результатах миссионерской деятельности островного духовенства. В. А. Штейгман констатирует, что «Священников гиляки совершенно не знают, и никаких следов миссионерской деятельности видеть не пришлось» [2.c.18–19]. Уникальным в своем роде является документ под названием «Клировая ведомость тюремной Церкви Покрова Пресвятой Богородицы» [6.c.32]. В нем подробно приводятся основные моменты жизни благочинного протоиерея Александра Унинского, прослужившего на Сахалине более четырнадцати лет. Здесь мы находим сведения об образовании священнослужителя, его послужной список, награды за усердное служение Церкви. Примечательно, но отец Александр был блестящим преподавателем! Открывал приходские школы, в которых сам, совершенно бесплатно, преподавал ряд предметов. Работая с архивными свидетельствами прошедший десятилетий, исследователь увидит, что внушительное количество отчетов, ведомостей, актов были составлены рукой благочинного Северного округа протоиереем Александром Унинским. В первую очередь это его письмо-отчет о том, какова была нагрузка на островного священника.
Вот эти цифры:
- Совершение богослужений в воскресные и праздничные дни, общей численностью (до 811 в год);
- Исполнение всех духовных экстренных треб, например, напутствие болящих и др. (до 120 в год);
- Исполнение требоисправлений намеченных в церкви: крещение (до 100 в год), браков (от 35 в год), погребений (до 150 в год);
- От 50 до 60 дней постоянных ежедневных богослужений с исповедью от 3000–4000 исповедников в Великий пост;
- Три обязательные обхождения в год со святым крестом по домам прихожан;
- Церковное письмоводство: ведение документальных церковных книг, авансовых отчетов, составление всех годовых отчетов по церкви и особо по требованию начальства. Кроме того ведение переписки до 300 номеров в год;
- Мелкие требоисполнения по приходу, принятие присяги в мировых судах, полковников, в воинской команде и разных ведомствах острова; - Сороковые молитвы, молебны, панихиды и прочее (до 300 и более в год);
- Преподавание Закона Божия в школах, в подготовительном училище общим количеством 17 уроков в неделю;
- В военной учебной команде один недельный урок Закона Божия. К существующим требуется добавить еще один урок;
- Тюремная школа требует 12 недельных уроков, но она по недостатку времени, постоянно находилась вне поля деятельности священнослужителя;
- По обязанности благочинного священник должен вести бумаги канцелярии свыше 500 номеров, годовых и полугодовых отчетов, обозрение церквей и паствы по полугодиям, которое простиралось на весь остров.Причем объезжать приходилось всю территорию благочиния. Ко всему выше сказанному необходимо отнести работы по наблюдению за чистотой и опрятностью священных сосудов, церковной утвари, ризницею и другим: «Тщательное смотрение за архивом, церковных ходатайств и за всем вообще строением церковным» [6.c.33]. Касаясь образовательного процесса, следует отметить создание на территории острова так называемых церковно-приходских Попечительств. Основная их задача состояла в поддержании деятельности имеющихся школ. На собранные средства попечительства содержали учителей и сторожей, приобретали учебные пособия, одним словом, обеспечивали всем необходимым островные школы для обучения сахалинских детей.Есть сведения о двух таких Попечительствах. Одно было создано при Корсаковской тюремной церкви в 1889 году, а другое — при Александровской Свято-Покровской церкви в 1910 году. В своем рапорте № 466 от 22 марта 1889 года начальник Корсаковского округа пишет, что «Попечительство необходимо для благолепия и снабжения всем необходимым местной Церкви, а также для устройства первоначального обучения детей ссыльнокаторжных и поселенцев» [1.c.20] Согласно акта, приложенного к рапорту, был образован комитет. В него вошли самые уважаемые люди округа, в том числе и протоиерей Виктор Тимошенко, благочинный Южного округа острова Сахалин. Редкость представленных документов обусловлена тем, что написаны они, были людьми, кто непосредственно участвовал в процессе становления Православной Церкви на острове.Благодаря этому, удалось выделить и описать характерные особенности миссионерского служения духовенства на острове.
Литература:
1. Дело об открытии при Корсаковской тюремной церкви церковно-приходского попечительства для снабжения этой церкви всем необходимым. РГИЯ ДВ. Ф. 1133 Д.363. 2. Доклад начальника оспенной экспедиции на Сахалине, врача, коллежского советника Владимира Александровича Штейгмана РГИА ДВ Ф.1133, Оп. 1 Д. 645. Типогр. экз. 3. Краткие отчеты о состоянии Александровского округа за 1893 год. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 967.
4. Материалы канцелярии начальника острова Сахалин «Об установлении праздника на острове во имя Святого Евангелиста Марка по случаю поступления острова Сахалин по трактату 25 апреля 1875 года во владение Российской Империи». РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 546.
5. Метрические книги Свято-Покровской Церкви поста Александровска-Сахалинского. ГИАСО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1–214
6. О назначении священников на остров Сахалин 1896–1902 гг. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1483.
7. Об учреждении При-Охотского походно-миссионерского причта. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 913.
8. О неблаговидных поступках священника При-Охотской миссионерской церкви Иннокентия Москвитина. РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 333. 9. Распоряжения начальников округов острова Сахалин. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1487.
28 ноября 2017 г.