Храм Святителя Николая Чудотворца

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Первый выпуск "Никольского листка"

Календарь

Основные секты современности

Секта́нтство (лат. secta - школа, учение, от sequor - следую) - термин, описывающий религиозные объединения, возникающие в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям [1].

 Сектантство и ересь

 Сектантство следует отличать от понятия  ереси, понятие "секта" описывает религиозную группу людей, отношения внутри данной группы и действия группы по привлечению новых адептов, тогда как понятие "ересь" относится исключительно к религиозному учению группы.

При этом в древности понятия secta и αΐρεσις употреблялись как синонимы. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы Церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений.

 Классификация христианских сект

 По отношению к своим адептам и по характеру прозелитизма секты можно разделить на "исторические" и "тоталитарные", но эта классификация достаточно условна. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем "остепениться" и войти в общественную жизнь (например, воинственное анабаптическое движение легло в основание современного баптизма, значительно изменились и мормоны, еще больше “Всемирная церковь Бога”). Тоталитарность других сект (например, “Свидетелей Иеговы”) с течением времени, напротив, лишь усиливается.

По своему учению христианские секты удобнее всего классифицируются по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники.

Порывая с преданием Церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного Церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах Христианства, когда никакого или почти никакого писанного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. По этой классификации секты можно разделить на:

1. евангелические (большинство протестантских сект),

2. имеющие свое тайное писание (напр., мормоны),

3. синкретические секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов (гностики, толстовцы)

 По взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.), причем полученные откровения они часто ставят выше даже Писания ("буква мертвит, дух животворит").

 Отношение Церкви к сектантству

 Отношение Русской Православной Церкви к сектантству выражено в документе "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", принятом на Архиерейском соборе в 2000 г.:

 6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект [2].

 Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. "Сектантство" (материал использован частично).
  • Александр Леонидович Дворкин. "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования". Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2002. Раздел первый. Введение в сектоведение

 [1]  Современный Энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г.

[2]  Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию - http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html

 

Николаев А. И. “Десять лекций о религии”

Лекция 9

§3 Основные секты современности

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) – одна из наиболее влиятельных неохристианских сект, история которой насчитывает уже около двух веков. И социоисторически, и идеологически секта имеет выраженные американские корни. Последователи секты признают ценность Ветхого и Нового Заветов, однако, по их мнению, эти тексты сильно искажены переписчиками и толкователями.

Особое значение придается так называемой «Книге Мормона» – мифического (с точки зрения ортодоксальной церкви) пророка, жившего в IVвеке. Как утверждается в Книге, Мормону явился Иисус Христос и поведал ему тайну рода и путь к спасению. Книга повествует об «американских» проповедях Христа и указывает, что в доколумбовой Америке жили богоизбранные переселенцы. Другими словами, американские индейцы, согласно Мормону, имеют семитские корни, что, правда, не подтверждается современными исследованиями в области генетики.

Религиозная практика мормонов строится на идее аскезы, они не употребляют кофе, чая, вина, им запрещено курить и т.д. Для общин мормонов характерен культ семьи и авторитет родителей. Впрочем, в ХIХ веке семья понималась мормонами иначе, официально допускалось и даже поощрялось многоженство, что неоднократно приводило к конфликтам с официальными властями.

Для мормонов характерна жесткая структура церкви, в пользу которой все члены общины обязаны жертвовать десять процентов доходов. Специального института священников церковь не предполагает, духовные лидеры избираются из числа наиболее авторитетных членов общины. Секта ведет активную миссионерскую политику, в результате чего мормонские общины сегодня существуют во многих странах мира.

В России Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не очень популярна, однако есть мормонские общины, и в 90-е годы был зафиксирован всплеск миссионерской активности секты на территории России. Численность последователей секты сегодня составляет по разным оценкам от 12 до 15 млн. человек, около половины из которых – граждане США. Наибольшее количество мормонов проживает в историческом центре секты – штате Юта. Абстрагируясь от теологических споров, можно сказать, что отношение к мормонам даже в США неоднозначное. С одной стороны, подкупает их аскетичность и подчеркнутая нравственность, с другой – отталкивает догматизм и воинственность учения. Как показывают социологические опросы, для большинства американцев приверженность Церкви Иисуса Христа СПД – скорее «минус», чем «плюс».

Свидетели Иеговы – весьма авторитетная межнациональная неохристианская организация, признающаяся большинством специалистов сектой. Центр организации находится в Бруклине (США). Правда, в США организация «Свидетели Иеговы» зарегистрирована не как религиозная, а как издательская, что не меняет существа дела. На сегодняшний день в мире насчитывается более семи миллионов членов секты. Пик популярности в США пришелся на начало 1970-х годов, но после «провала 1975 года», когда не сбылось очередное пророчество о конце света, число членов секты в США резко сократилось. В то же время заметно увеличилось число сторонников «Свидетелей Иеговы» за пределами США, в том числе на постсоветском пространстве. Проповедников и агитаторов секты постоянно можно встретить на улицах городов России, часто используется метод «хождения по домам» – признанный и приветствуемый руководством организации способ агитации.

Название «Свидетели Иеговы» закрепилось после 1931 года. Обыгрываются слова из книги пророка Исайи, где Господь говорит израильтянам «Вы – мои свидетели», то есть избранный мной народ. В интерпретации идеологов секты эти слова теряют национальный оттенок и относятся ко всем, разделяющим «истинное» учение.

По сравнению с ортодоксальным христианством доктрина иеговистов претерпела значительные изменения. Не принимается трактат о Троице (в науке это называется антитринитарианство), признается лишь одно верховное божество – Иегова. Христос почитается как Сын Бога, как посредник между Богом и людьми, но не как иной лик самого Бога. Отрицается важнейший для христианства догмат о бессмертии души и т.д.

Характерной особенностью теории и практики членов секты является категорический отказ от донорства, приравненного к питью чужой крови, отказ от политики, от службы в армии, осуждается любая социальная карьера, кроме карьеры внутри секты. Особенностью пропаганды является точная датировка Апокалипсиса. Постоянно не сбывающиеся пророчества, особенно скандал 1975 года, когда, по мнению теоретиков секты, должен был настать конец света, серьезно пошатнули доверие к их идеям. Однако в конце XX – начале XXI веков «Свидетели Иеговы» значительно расширили географию за счет стран Латинской Америки и посткоммунистической Восточной Европы.

«Сайентология» (или Саентология) – одна из наиболее влиятельных сект, признаваемая многими специалистами и организациями социально опасной. Последние десятилетия организация сайентологов постоянно оказывается в центре скандалов и судебных разбирательств, в ряде стран ее деятельность фактически под запретом.

Создателем учения является американский миллионер Лафайет Рональд Хаббард (чаще просто Рон Хаббард) – человек сложной и в значительной мере мифологизированной биографии. Факты его жизни противоречивы, многие из них (например, участие в войне, ранения и т.д.) ставятся под сомнение или опровергаются. Учение Хаббарда, созданное в середине ХХ века, – это смесь психотерапевтических методик и философии успеха, заметно «приправленной» восточными элементами. Терапевтическая практика сводится к так называемому «клирингу», очищению психики и памяти от «мешающих» ассоциаций.

В России пик активности секты пришелся на 90-е годы, когда практически во всех крупных городах действовали центры дианетики и сайентологии. Сейчас активность сайентологов значительно снизилась, их деятельность была осуждена РПЦ (Русской Православной Церковью), кроме того, сказалось большое число разоблачающих публикаций. Однако некоторые центры и сегодня продолжают полулегальное существование.

 

«Семья» – одна из самых экстравагантных и скандальных неохристианских сект. Секта не имеет многомиллионной армии членов и сторонников, но общеизвестна прежде всего благодаря весьма экзотическому пониманию христианства. Центральное место в теологии «Семьи» занимает идея любви и братства, трактуемая весьма специфично.

Основатель секты американец Дэвид Брэнд Бергродился в Калифорнии в 1919 году в семье евангелических проповедников. По его признанию, он с раннего детства имел сексуальный опыт, что, возможно, сказалось на последующем мироощущении. Идея свободного сожительства, культ праздности и удовольствия – важнейшие составляющие идеологии «Семьи» (первое название секты – «Дети Бога»).

Берг приобрел популярность в колониях американских хиппи в конце 60-х годов, и постепенно вокруг его имени стал формироваться культ пророка. Идеология и практика «Семьи» в некоторых аспектах шокировала общество. Так, молодые женщины «по благословлению» зарабатывали на жизнь секты проституцией, «зацепляя» состоятельных клиентов. Берг даже определил статус этих женщин – «hookers for Christ», труднопереводимое по игре слов выражение, одновременно означающее и «проститутки для Христа», и «крючки, зацепки во имя Христа». Свобода сексуальных отношений не только поощряется, но фактически является обязательным требованием. Сам Берг в одном из писем к ученикам признавался, что в религиозном экстазе поднялся на небо и имел физическую близость со всеми мировыми богинями любви. Это наполнило его высшим смыслом и воспринималось как откровение. В эротические отношения вовлекались и дети, что в конце концов привело к официальному запрету секты. Берг до смерти (1994) вынужден был скрываться, и до сих пор место его захоронения известно только близким.

Надо признать, что современные модификации «Семьи» не являются прямыми кальками с секты Дэвида Берга. Наиболее одиозные ритуалы (узаконенная проституция, детская порнография и т.д.) отменены и запрещены. В Великобритании «Семья» и вовсе отреклась от имени Берга. Однако сам дух учения сохранился, культ секса не оспаривается, а письма Мо (так называются послания Берга) признаются священными. Секта не слишком многочисленна, однако имеет своих поклонников в России, тем более что миссию в 90-х годах в Новосибирске возглавляла дочь Д. Берга.

 

Сатанизмвесьма распространенное ныне название для самых разных оккультных течений. Строго говоря, единой секты сатанистов в мире не существует. Наиболее влиятельна «Церковь Сатаны», созданная в 1966 году американским музыкантом Антоном Ла-Веем. Ла-Вей является и автором «Сатанинской Библии» – одной из наиболее авторитетных книг сатанистов. В то же время «Сатанинская Библия» («The Satanic Bible») – это скорее этико-философское эссе, не требующее веры и поклонения. В ней оспариваются христианские догматы, в частности, нравственная безупречность Бога, незыблемость Добра и Зла, требование любви ко всем, в том числе и ко врагам, бессмертие души и т.д. Эссе пронизано идеями сильной деятельной личности и выраженной установкой на ценность «здесь и сейчас», не связанной с абстрактными и ложными, по мнению автора, «вечными категориями». В книге чувствуется сильное влияние идей Ф. Ницше. Сам образ Сатаны не признается автором как реальное Божество, это скорее символ, знак приверженности определенной линии поведения. Ла-Вей использует «магические» символы и цифры, признавая, что реального смысла в них нет, это просто знаки, используемые «в пику» ортодоксальному христианству.

В этом смысле сатанизм, как ни странно для такого названия, не является по-настоящему экстремистским течением, и во многих странах (в США, в Великобритании и др.) фактически признается допустимой религией, оппозиционной христианству, но не представляющей социальной опасности.

Социальный экстремизм связан с относительно мелкими группами так называемых «псевдосатанистов», осуждаемых в том числе и «Церковью Сатаны». Негативный общественный фон создается не столько из-за реальных преступлений «сатанистов», сколько из-за отталкивающей атрибутики и вызывающей внешности сектантов.

Подобное, например, характерно для близкого к сатанизму, но не имеющего отношения к «Церкви Сатаны» молодежного движения «Готы», члены которого шокируют граждан подчеркнуто «сатанинским» видом, хотя реальные инциденты встречаются редко. Значительная часть юных «сатанистов» с возрастом отходит от секты, интегрируясь в социальную жизнь общества. Однако при этом нельзя сказать, что «сатанинские игры» совсем уж безопасны, по всему миру зафиксировано немало трагических случаев, связанных с членами сатанинских сект. Идеи сатанизма могут оказаться весьма опасными для еще не сформированной подростковой психики, а ведь подавляющее большинство членов сатанинских сект – подростки и юноши.

«Церковь последнего завета» (община Виссариона) – известная секта, весьма популярная у российской интеллигенции. По количеству членов (несколько тысяч человек) секта не может быть признана значительной, но она очень показательна для России последних десятилетий.

Виссарион (Сергей Анатольевич Тороп)родился в 1961 г. в Краснодарском крае, потом мать переехала с Сергеем в г. Минусинск Красноярского края. Образование среднее, работал слесарем, потом участковым милиционером. Словом, до тридцати лет жил вполне заурядной жизнью. Но потом на него, по его собственному признанию, снизошло прозрение, и он понял, что является посланником Отца Небесного, Мессией. Целью Виссариона стало построение истинно правоверной общины, создание «города солнца».

Учение Виссариона представляет собой довольно примитивную эклектику из христианства и буддизма (отсюда вера в переселению душ, фактическое признание кармы и т.д.). Принципиальным расхождением с христианской традицией является и допущение самоубийства. Практическая жизнь представляет собой высший аскетизм и следование Учителю. Питаются поселенцы только вегетарианской пищей. Однако, в отличие от вегетарианцев, им воспрещается потребление не только мяса и рыбы, но и молочных продуктов, сахара, меда, и даже хлеба из магазина. Фактически община живет натуральным хозяйством.

Удивительно, что малообразованный бывший милиционер своими откровенно эклектичными проповедями сумел заворожить многих столичных интеллектуалов, включая профессоров, которые продали все и уехали в общину. Психологические причины столь мощной харизмы еще предстоит изучить, однако можно предположить, что феномен Виссариона во многом объясняется тем самым бегством от свободы, о котором говорилось выше. Его можно сравнить с новым Распутиным, покорившим в свое время российскую элиту. Зачастую интеллектуал готов поверить в самую простую «истину», лишь бы снять с себя груз сомнений и ответственности.

Конечно, число сект в современном мире огромно, и отношение к ним со стороны общества должно быть очень разным. В ряде случаев секты представляют собой вариации мировых религий, в принципе совместимые с признанными направлениями. Таковы, например, пятидесятники или адвентисты седьмого дня, фактически являющиеся разновидностями протестантизма. Их учение может быть предметом теологических споров, но в принципе современное сообщество к ним толерантно. Страшнее, когда харизматический лидер уводит членов секты из общественной жизни, заведомо манипулируя ими. Ярким примером такой секты является печально знаменитое «Белое братство», сломавшее жизни десяткам юношей и девушек.

Кстати, один из основателей секты Юрий Кривоногов, получивший семь лет тюрьмы, выйдя на свободу, признал, что «Белое братство» было ошибкой, и что он понес заслуженное наказание.

И уж совсем страшными могут быть социальные последствия от деятельности агрессивных религиозных фанатиков. Вопиющим примером является японская секта Аум Сен Рике (часто пишется как Аум Синрикё, что точнее), члены которой предпринимали массовое убийство людей, используя отравляющий газ. К подобным «религиозным» течениям у общества должно быть однозначно негативное отношение.

 

Читайте также:

Как распознать секту и самому не стать сектантом Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем

21 ноября 2017 г.