Храм Святителя Николая Чудотворца

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Четвёртый выпуск "Никольского листка"

Календарь

Иерей Роман Суханов: Слушатели Богословских курсов – это будущие помощники священников

Руководитель Богословских курсов, настоятель  храма Святого Луки Симферопольского г. Южно-Сахалинска, иерей Роман Суханов родился в 1985 году в городе Батайске Ростовской области. В 15 лет вошел в храм и навсегда связал свою жизнь с Русской Православной Церковью. Поворотный момент в судьбе юноши произошел благодаря книге Архимандрита Амвросия (Юрасова) «Вопросы и ответы», которую мама настоятельно предложила Роману почитать. Произведение произвело на Романа сильное впечатление, и он попросил отвести его в храм. Впервые оказавшись в церкви по доброй воле (и самым чудесным образом - среди послушников на клиросе), юноша услышал о себе фразу регента хора: «Ну, точно попом будет!». С этого момента Господь уготовил Роману непростой путь в священничество, и начался он с «глубокого погружения» в учебу, причем одновременно в нескольких учебных заведениях. Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Ростовский базовый медицинский колледж, Строительный колледж, Южный федеральный университет – эти учебные заведения заложили фундаментальные знания в области Богословия, философии, медицины, юриспруденции. На это ушло почти 11 лет, в течение которых будущий священник одновременно нес послушания в храмах, много работал, заботился о созданной семье и воспитывал сына. Позже в его семье появится дочка, но это будет уже на далеком острове.

Роман Суханов приехал на Сахалин в 2011 году. В этот же год был рукоположен епископом ЮжноСахалинским и Курильским Тихоном в сан диакона, немного позже в иереи, и назначен руководителем Богословских курсов. Остров Сахалин стал началом священнического служения отца Романа. С 2013 года священник окормлял приход святителя Луки Симферопольского при железнодорожной больнице города Южно-Сахалинска, оставаясь клириком Воскресенского кафедрального собора. В 2019 отец Роман был назначен настоятелем Лукинского храма с сохранением прежних послушаний.

В 2019 году  назначен руководителем новоучрежденного епархиального отдела «По вопросам здравоохранения и взаимодействия с медицинскими учреждениями».

О том, что такое Богословские курсы, какие дисциплины преподают священники, как строится процесс обучения, и можно ли стать помощником священника, – в интервью иерея Романа Суханова.

- Отец Роман, Вы курируете Богословские курсы уже 8 лет. Как начиналось это служение?

- Да, если быть точным, то по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского, нашего бывшего архиерея, я курирую и являюсь руководителем Богословских епархиальных курсов с сентября 2011 года. Вообще, Богословские курсы в епархии появились изначально с приходом Преосвященнейшего Владыки Даниила. Потом на какое-то время возникла пауза, и возобновлены они были в 2010 году. В 2011-м меня назначили руководителем, и первый выпуск, довольно большой и продуктивный, послужил началом в служении матери-церкви для многих выпускников наших Богословских курсов.

- Как Вы охарактеризуете этот первый выпуск? Интересно, кто были эти люди?

- В большинстве это были женщины, причем, очень активные. Потом они организовались и зарегистрировали в министерстве юстиции некоммерческую организацию «Сахалинская региональная общественно-благотворительная организация «Милосердие», которая и сейчас успешно работает и занимается благотворительностью. В качестве примера этой деятельности расскажу, что буквально два года назад мы выиграли городской грант на создание, так называемого, социального магазина, где одни люди имеют возможность бесплатно получить вещи, а другие - их жертвовать. Таким простым способом мы помогаем многодетным семьям, малоимущим, одиноким и попавшим в беду людям. Общество «Милосердие» занимается также попечительством над домом инвалидов (на улице Больничной) и благотворительностью в отношении детских реабилитационных центров.

Помогаем, чем можем, например, закупкой канцтоваров, поздравляем ребят с праздниками, стараясь подарить им хоть немного тепла и радости - вот в таком духе и работаем. Все это делают выпускники наших Богословских курсов. К слову, один из выпускников уже стал священнослужителем, сейчас заканчивает Хабаровскую духовную семинарию и служит настоятелем храма в Ново-Александровске.

- Учитывая Ваш образовательный уровень, для Вас, скорее всего, не возникало сложностей в методологической постановке этих курсов?

- Сложности проявились в другом - нагрузка для наших первых слушателей оказалась слишком высокой! Людям, конечно, сложно отрывать время от семьи, от работы - по три раза в неделю, по вечерам, и так в течение двух лет. Признаться, мало, кто заканчивает эти курсы, преодолев все испытания. Остаются лишь те, кто сумел воспитать в себе силу духа, кто очень хотел найти ответы на мучающие его вопросы и дойти до победного конца. Понимая это, с течением времени мы провели определённые преобразования, решив сократить курс сроком до года и объединить некоторые предметы в единую дисциплину. Например, объединили изучение Нового и Ветхого Заветов в один предмет Священное Писание.

- Каким образом Вы выбирали направления обучения?

- Направления эти мне достались, можно сказать, по наследству. И я их полностью поддерживаю, потому что каждый православный христианин должен знать и никогда не забывать конкретные предметы: Катехизис - это основы вероучения. Каждый должен знать, во что мы верим, как мы верим, что исповедуем. Священное Писание, как само собой разумеющееся, православный христианин, конечно, должен знать. В Литургике, когда мы присутствуем на Богослужении, каждый должен разбираться, понимать последовательность Богослужения.

Служба идёт на церковно-славянском, и, естественно, человек должен знать церковно-славянский язык. Находясь в лоне Православной церкви, прихожанин должен знать как общецерковную историю, так и историю Русской Православной церкви, - об этом я всегда говорю своим студентам. В Соборном послании Святого Апостола Иакова сказано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» - вы должны не только получать, но и применять ваши знания. То есть, прежде всего, вы воспитываетесь и вырастаете помощниками священников, ваших настоятелей приходов, в которых окормляетесь. Вы должны помогать и в социальном служении, и в работе с молодёжью - всегда нести людям свет. Свет Христов, свет Евангелия, просвещения. Только от вас и через вас люди могут прийти к Богу, к церкви, тем самым ваши полученные знания смогут послужить во благо, во спасение душ человеческих.

- А как подбирается преподавательский состав?

- С преподавательским составом все непросто, и причина понятна: островная епархия находится далеко, и мало кто готов к нам приехать послужить. Многие боятся каких-то «ужасных природно-климатических условий», оторванности от центральной части России. И преподавателей мы выбираем из тех, кто есть. Конечно, стараемся найти самых лучших. Ведь преподаватель обязательно должен иметь высшее духовное образование, то есть, как минимум окончить духовную семинарию на материке.  Однако прекрасные преподаватели вырастают и здесь, на островной земле. Например, Дорофеева Лариса Владимировна - это наш местный преподаватель церковно-славянского языка, сахалинка, кандидат филологических наук.

-  Священник – преподаватель – это обязанность или желание?

- Точнее сказать, это их возможность и желание. И, конечно, на это нужно благословение правящего Архиерея. Отмечу, что у священника тоже день предельно загружен. В то же время, это одна из обязанностей священников: не только служить, но и проповедовать слово Божие. А преподавание - это одна из форм проповеди, просвещения людей. Священник должен заниматься Богословием везде и всюду, а Богословские курсы - это одна из тех самых возможностей передать опыт и знания другим людям.

- Что Вы считаете главным для слушателя в процессе обучения?

- Если человек принимает решение ходить на Богословские курсы, он либо уже воцерковленный, либо только воцерковляется. У некоторых, по правде говоря, в голове «полнейшая каша». Так вот, в течение обучения все многообразие мыслей в этой голове должно быть «разложено по полочкам», наши ученики должны научиться самостоятельно искать материалы, находить ответы на свои вопросы, не останавливаясь на достигнутом.

После окончания Богословских курсов выпускники послушаются на клиросе, поют в хоре. Как я уже говорил, у нас есть выпускник курсов священнослужитель, в этом году подрастает еще один наш выпускник, готовый поступать на следующий год в духовную семинарию, Бог даст, будет со временем в нашей епархии ещё один молодой сахалинский священник, который знает особенности местных людей, их ментальность. И это очень важно.

- Как построен процесс обучения? Слушатели сдают экзамен?

- Курс лекций в конце каждого полугодия предполагает проверку знаний, тест по основам  Богословия, причем, каждый преподаватель сам выбирает форму этой проверки (контрольные, рефераты, формы зачётов и так далее), это индивидуально. Окончание курсов обычно совпадает с Кирилло-Мефодиевскими чтениями, в мае - июне проходит церемония вручения сертификатов об окончании Богословских курсов. После этого дипломированные, квалифицированные миссионеры, помощники настоятелей приходов могут уже реализовывать свои знания на практике.

- Этот диплом или сертификат учитывается в любой епархии? То есть, условно говоря, прихожанин, который сегодня живёт в Южно-Сахалинске, а завтра захочет жить в Санкт-Петербурге, сможет его предъявить?

- Буквально в этом году, весной, у меня один выпускник, получивший сертификат, планировал уехать с острова и, уже позже в Москве, помогать священникам. Этот сертификат позволяет проводить катехизаторские беседы с людьми, которые готовятся стать крёстными, или принять Крещение, или работать помощниками священника по взаимодействию с молодёжью, по миссионерству или информационной работе со СМИ.

- Какие направления обучения Вы хотели бы добавить в будущем и нужно ли это?

- Пока я не думал об этом. Считаю, что количество предметов, которые у нас преподаются, - достаточны. В этом году инициативу проявил священник, наш преподаватель, отец Юрий Добренко, читать слушателям «Нравственное Богословие». Я считаю, это положительный момент, и людям нужно получить эти знания: о грехе, о покаянии, о путях спасения. Один из нужных предметов.

Отец Виктор Горбач у нас ранее преподавал сектоведение. Он один из наших лучших специалистов на тему сектоведения. На территории Сахалина мы сталкивались и продолжаем сталкиваться с проблемой сект. Их здесь больше всего, я столько не встречал нигде. Но сейчас из-за загруженности отца Виктора, он не имеет возможности читать эти лекции.

Сегодня на курсах работает очень профессиональный состав священников: протоиерей Максим Лобановский, иерей Артемий Торопов, иерей Мариан Колищак. Священникам помогает чтец Андрей и преподает Историю Русской Церкви.

- Скажите, Владыка Аксий планирует посещать курсы и читать иногда лекции слушателям?

- Обязательно. Владыка хочет провести встречу обязательно. Прошло менее полугода, как Владыка Аксий стал Архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским, и ещё пока не успел объехать все приходы островов Сахалина и Курил. Он входит в курс дела, и Богословскими курсами, естественно, интересуется.  В течение лета он несколько раз вызывал меня к себе и спрашивал о том, как идёт набор на Богословские курсы. Сегодня занимаются примерно 20 человек. Одной из задач считаю популяризацию наших курсов. Пусть сахалинцы знают, что абсолютно бесплатно в течение года, можно получить хорошие знания по истории Русской Православной Церкви, Общецерковной истории, Катехизису, Литургике, Церковно-славянскому языку, Нравственному Богословию. И, конечно, не менее важно, чтобы слово Христово было передано другим людям, которые только задумываются о Боге. По практике, иногда одно вовремя услышанное слово Божье, навсегда поворачивает путь человека ко Господу и спасению своей души.

Фото Михаила Родина

 

 

 

22 ноября 2019 г.