Храм Святителя Николая Чудотворца

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Внимание!

Внимание!

Никола Зимний - 19 декабря

Календарь

Братья и сестры, поздравляем вас с Крещенским сочельником!

18 января в 7 утра состоялась служба с Великим освящением воды - Часы навечерия Богоявления (Царские часы), изобразительны, Вечерня с Литургией Василия Великого. Великое освящение воды. На фото - служба в храме Святителя Николая Чудотворца.

На своей проповеди в конце Богослужения настоятель храма протоиерей Павел Алексеев сказал о том, что сегодня служба особая с Великим Освящением воды. Воду освящает Пресвятая Троица. Святой Дух, Отец и Сын освящают сегодня воду. На реке Иордан в этот день также происходит Великое освящение воды и после молитвы и третьего погружения креста в воду, река начинает течь вспять. Вода освящённая на крещение - Агиасма, является святыней, Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо – чтобы хватило на весь год. Вода освящённая 18 числа, обладает теми же свойствами, что и вода освящённая 19 числа, никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. Господь вошёл в воды реки Иоардан и раздался с Неба глас: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Своим погружением в реку Иордан, Господь освятил все воды. Крещенскую воду принято пить натощак. "Капля крещенской воды освящает море", оздоравливает телесно и духовно. Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного! 

Крещенский сочельник

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Тропарь, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, /
и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. /
Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4:

Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси
Свет неприступный.

 Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

по материалам

https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/

18 января 2019 г.